По данным НБКИ в РФ фиксируется рост доли срочных микрозаймов «до зарплаты». Причем, начиная с мая 2022 года, клиенты стали запрашивать более «серьезные» суммы по сравнению с таким же периодом 2020 года. Предпосылки этого явления, впрочем, лежат на поверхности. Общая нестабильность экономической ситуации в РФ, высокий уровень инфляции, повышение стоимости банковских кредитов – вот три кита, на которых базируется высокий спрос на срочные займы. Более того, если в течение последних 3 месяцев банки несколько раз пересматривали уровень процентных ставок по кредитам вслед за изменением учетной ставки ЦБ, то условия выдачи микрокредитов практически не изменились с «досанкционного» уровня. Максимальная ставка по ним, как и прежде, составляет – не более 1% в день. В пользу микрозаймов сыграл еще и тот факт, что банки в последнее время более щепетильно стали относиться к выдаче необеспеченных ссуд, что, в свою очередь, получило отражение в увеличении доли отказов по заявкам без подтверждения доходов. Напротив, в МФО получить положительное решение можно без справок о доходах и трудоустройстве, без лишних формальностей.
Изменение тренда на рынке микрофинансирования с акцентом на срочность получения финансовой помощи отмечают такие крупные и известные игроки, как онлайн-платформа Webbankir, МКК Moneyman, «МигКредит» и Creditter.
Тенденция имеет даже более явные очертания, чем в пандемийном 2020 году. Так, если в мае 2020 года такие заявки составляли - 6% от общего количества, то в мае 2022 года – более 10%. Главная причина тренда —высокая инфляция. Из-за того, что уровень заработной платы не успевает за ростом цен, даже работающие люди, которые уровень доходов номинально сохранили, испытывают некоторые финансовые трудности, попросту не дотягивая до получения следующих выплат, если в отчетном периоде возникли непредвиденные расходы свыше обычных. По мнению экспертов в финансовой сфере, займы на карту сроком до 30 дней останутся наиболее активным сегментом рынка и далее в текущем году.
Участники рынка уже сейчас говорят о том, что для того, чтобы выстоять в текущих реалиях, необходима трансформация действующей модели бизнеса в сторону коротких займов через совершенствование технологий скоринга, дополнительных вложений в разработку и SEO оптимизацию текущих ресурсов, а также контекстную рекламу и коммуникации с клиентами через СМС- и e-mail рассылки.