До минимального значения с июля 2020 года снизил Центральный банк КНР курс национальной валюты. Он составил 7 юаней за 1 доллар США. Финансовые аналитики из Китая находят объяснение этому во внешнем давлении и дают прогнозы по дальнейшему удешевлению жэньминьби в краткосрочном базисе. Основными причинами этого являются – во-первых, ужесточение политики ФРС США, которая направлена на снижение уровня инфляции в Штатах и уже привела к значительному укреплению доллара не только к национальной валюте Китая, но и к фунту стерлингов, евро и японской иене, и, во-вторых, трудности в некоторых отраслях экономики самого Китая, и, прежде всего, в серьезном спаде сектора недвижимости.
Вместе с тем, падение юаня вряд ли будет носить обвальный характер. Несмотря на то, что низкий курс валюты Китая дает конкурентные преимущества в части экспорта, что вполне отвечает национальным интересам Поднебесной, в свою очередь, девальвация стимулирует рост цен на импортируемые энергоносители, металл и продовольственные товары, чего китайцы совсем не хотят. С 15 сентября Центробанк КНР уже понизил лимит обязательных резервов по депозитам в валюте на 2%. Из чего следует, что ожидаемые колебания курса юаня в ближайшей перспективе – это интервал от 7 до 7,3 юаня за 1 доллар.
Падение курса китайской национальной валюты не особо отразится и на экономике России. Наоборот, для российских импортеров оно даже выгодно, так как цены на китайские товары в пересчете на российские рубли или американскую валюту станут ниже. Некоторые потери сейчас несут владельцы вкладов в жэньминьби, но большой профицит платежного баланса Китая и жесткий контроль движения капитала Центральным банком, говорит о том, что это снижение курса носит временный характер и в долгосрочной перспективе будет скорректировано.
Более того, риски по долларам, европейской валюте и рублю сейчас значительно ощутимее, чем риски падения жэньминьби. На гребне новой санкционной волны, движение долларов и евро вполне могут ограничить. А рубль, соответственно, рискует обвалиться к мировым валютам на фоне снижения цен на экспортные позиции. Отсюда вывод, что для проведения трансграничных расчетов необходима валюта, где вероятность блокировки операций минимальна, а для хранения — валюта, которая будет дешеветь медленнее, чем российская. Китайский юань вполне отвечает этим требованиям. Снижение его курса — ожидаемое явление на фоне удешевления других валют и, для российской экономики, весьма благоприятное. В 2022 году РФ будет формировать часть резервов в китайской национальной валюте — об этом власти объявили в первых числах сентября. И сейчас лучший момент для таких сделок. Вектор в направлении юаня сформировался не сегодня. За последние 5 лет размер резервов, номинированных в юанях, вырос почти в 9 раз - с $12 млрд до $104 млрд. А учитывая блокировку резервов России в основных резервных валютах, юань, на текущий момент, является самой выгодной единицей для вложения и сохранения национального достояния.
В дальнейшем, логичным и стратегически важным видится переход к альтернативе существующей финансовой системы, в которой рубль должен быть привязан к корзине экспортных товаров, а не к какой-то отдельной валюте. За счет чего он станет крепкой валютой, а расчеты в российских рублях — не будут вызывать сомнений у контрагентов. Такой вариант избавит и бизнесменов и обычных граждан от постоянных опасений, которые вызывают изменения курсов валют.