Американская администрация подготовила пакет санкций на случай "вторжения". В нем, кроме прочего, запрещается американским банкам обрабатывать транзакции крупнейших российских кредитных организаций — ВТБ, Сбербанка, Газпромбанка и ВЭБ.РФ. В санкционный список добавят еще несколько физических лиц и компаний — их активы будут заморожены в США.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен также пообещала: "если Владимир Путин начнет войну", Брюссель ударит по "самому слабому месту России — экономике", в том числе отрежет Москву от финансовых рынков.
Разрыв межбанковских корреспондентских отношений, обеспечивающих международную торговлю, — серьезный удар. Цель Америки — отток капитала и разгон инфляции. Все это негативно скажется на экономике и прежде всего на финансовом секторе, - сообщают западные СМИ. Ущерб, конечно, будет значительным.
Однако не стоит забывать: Россия — это один из крупнейших экспортеров нефти, сельхозпродукции, металлов. Все это покупают в США и в Европе. Поэтому ущерб будет также нанесен и западным компаниям и потребителям. Это снижает вероятность самого жесткого сценария.
Ситуацию можно частично сгладить, если перевести расчеты в банки, не подпадающие под запреты. "Если банки-корреспонденты не захотят работать с госбанками, то с ними, скорее всего, будут взаимодействовать либо "дочки" западных банков, либо не зависящие от государства организации. И через них пойдут платежи", — рассуждает Андрей Сырчин, инвестор, управляющий фонда CARF.
Понимая это, глава Евросовета Шарль Мишель уже призвал задействовать все возможные способы дипломатического урегулирования ситуации. Если ЕС пойдет на санкции, "цена для Россия будет суровой", сказал он. "Однако будем откровенны: свою цену заплатим и мы в Европе", — добавил чиновник.
Как отмечали в Financial Times, у Москвы на руках слишком сильные экономические козыри и при необходимости их, несомненно, пустят в ход. Например, сократят поставки газа.
Ничего хорошего не принесет и ограничение доступа к доллару или отключение от международных платежных систем. Пострадают европейские контрагенты. Россия — пятый по величине экспортный рынок для ЕС. Если крупные суммы на счетах юридических лиц заморозят, то потери понесут банки. Российский долг кредитным организациям Евросоюза — около 60 миллиардов долларов.
"Эта стратегия сопряжена с политическими и экономическими рисками. Ни одна страна никогда не пыталась ввести широкие санкции против таких крупных финансовых учреждений и экономики размером с российскую. "Суровый" ответ, который обещают официальные лица США, способен вызвать экономическое потрясение, особенно в Европе, и даже поставить под угрозу стабильность мировой финансовой системы", — пишет New York Times.
Исходя из вышеизложенного, обоюдный ущерб от американских мер — мощный сдерживающий фактор, который без сомнения должен сыграть свою роль в стимулировании сторон к поиску дипломатического разрешения ситуации.